Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
665699, Иркутская область, Нижнеилимский район, п.Янгель, м-н Космонавтов, дом 9А


Наш адрес: adm_yangel@mail.ru 
8-983-462-65-89
Контактный номер

экологическое просвещение

экологическое просвещение

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Е. Смирнова

Экологическое просвещение - это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.
Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.
В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).
В статье 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.
Янгелевское муниципальное образование, в соответствии с положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 71, ст. 74), в целях формирования экологической культуры общества, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, в том числе путем информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательства в области экологической безопасности;
- осуществляет информационное обеспечение экологического просвещения населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов. Информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности:
- распространяет экологические знания в рамках системы всеобщего и комплексного экологического образования, что включает:
• разработку и проведение образовательных программ и циклов по экологии;
• организацию и проведение экологических и природоохранных акций;
• воспитание экологической культуры;
• эколого-краеведческая работу;
• формирование экологической культуры
• методическую поддержку работы библиотек по экологическому просвещению.

Основные задачи экологического просвещения
Экологическая культура – это совокупность духовных и материальных
ценностей, а также методов деятельности людей, обуславливающих
соответствие социокультурных процессов по сохранению окружающей
среды.
В целом, вне зависимости от  разновидности экологического просвещения, призваны:
          - воспитать таких членов общества, которые хорошо понимают взаимосвязь природы и человека, а также осознают необходимость сохранения экологического равновесия как на региональном, так и на мировом уровне, и постоянно содействуют этому;
          - обеспечить поступление точных данных о состоянии природной среды, что позволит обществу принять самые оптимальные решения по ее применению;
          - содействовать распространению навыков, умений и знаний, которые
нужны человеку для устранения имеющихся экологических проблем, а также для их недопущения в будущем;
          - ориентировать людей на то, что при принятии любого решения в сфере окружающей среды особенно важно не забывать о необходимости равновесия между удовлетворением потребностей общества сегодня и возможных последствий таких действий в будущем;
          - дать каждому члену общества осознание его причастности к сохранению природы.
           Чего позволяет добиться осознание масштабности и остроты проблем с окружающей средой, а также выявление их мирового характера? В совокупности с системой соответствующего просвещения,  создаются прекрасные предпосылки для формирования у людей экологической культуры, что позволяет представить взаимоотношения, которые имеют место у человека с природой, в виде нравственной проблемы.

Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
   Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176 утверждена Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года. В ней обозначены основные вызовы и угрозы экологической безопасности, определены цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в данной сфере.
Текущее состояние окружающей среды на территории страны оценивается как неблагополучное. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 17,1 млн. человек. Это 17% городского населения России. От 30 до 40 % граждан регулярно пользуются водой, не соответствующей гигиеническим нормативам. Ежегодно образуется примерно 4 млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых – 55-60 млн. тонн твердые коммунальные отходы. Сохраняется повышенное радиоактивное загрязнение, в т.ч. в результате проведения испытаний ядерного оружия. К глобальным вызовам экологической безопасности относятся последствия изменения климата на планете, рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, сокращение биологического разнообразия и пр.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации. Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы:
1. Общие законопроекты;
1.1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
1.2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с
       изменениями от 15.04.98).
1.3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.
      1.4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
             предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от
             08.08.2001 № 134-ФЗ.
2. Блок законопроектов по экологической безопасности;
2.1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
       от 30.03.99 № 52-ФЗ.
2.2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций
       природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
2.3. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной
       деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ.
2.4. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за
       трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
2.5. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»
       от 19.07.97 № 109-ФЗ.
2.6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97
       № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).
2.7. Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.98 № 89-
       ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).
           3. Блок законопроектов по радиационной безопасности населения;
3.1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ
       (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).
3.2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
3.3. Федеральный закон «О финансировании особо радиационноопасных и ядерно-
        опасных производств и объектов» от 03.04.96 №29-ФЗ.
3.4.Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации
       радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.
4. Блок законопроектов по природным ресурсам;
4.1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
4.2. Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.
4.3. Федеральный закон «О штате за пользование водными объектами» от 06.09.98
       № 71 -ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).
4.4.    Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ (с
       изменениями от 30.12.2000).
4.5. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 № 136-
       ФЗ.
4.6.  Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.01 №
        163-ФЗ.
4.7.  Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на
        землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.
4.8. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
4.9. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изменениями от 08.08.01).
      4.10.  Федеральный закон «Об участках недр, право пользования, которыми может
               быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.
4.11.  Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.
      4.12.  Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
1 августа 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, что 2017 год в России будет также объявлен Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Мероприятие приурочено к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.
Проведение Года ООПТ позволит привлечь внимание общества к вопросам сохранения природного наследия. Особо охраняемые природные территории – это одна из самых эффективных форм природоохранной деятельности, позволяющая полностью или частично изъять из хозяйственного использования земли и сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие в России и на планете в целом.
5 января 2016 года Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации  Года экологии. Глава государства распорядился образовать организационный комитет по проведению Года экологии. Правительству поручено обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению Года экологии. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого Года экологии.
Полный текст Указа:
В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности постановляю:
1. Провести в 2017 году в Российской Федерации Год экологии.
2. Образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года экологии. Назначить председателем организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года экологии руководителя администрации Президента Российской Федерации - Иванова С.Б.
3. Председателю организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года экологии утвердить состав организационного комитета.
4. Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года экологии.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года экологии.
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Таким образом, у 2017 года две главные темы — развитие заповедной системы и экология в целом. При этом с 2017 года вступило в силу большинство экологических реформ, заложенных в принятых поправках в законы. Речь идет, прежде всего, о регулировании выбросов и сбросов по наилучшим доступным технологиям и революционных нормах закона "Об отходах".
«Даже самые умные и правильные законы не смогут кардинально изменить экологическую ситуацию, если большинство из нас по-прежнему будут считать себя лишь наблюдателями окружающего мира. Экология должна стать образом жизни. Тогда мы сможем оставить нашим потомкам нечто большее, чем техногенную пустыню» (Тезисы V Невского международного конгресса, май 2012 г., г. Санкт-Петербург).
Проблема экологии выходят в современном мире на первый план, поскольку касаются всех и каждого. Не секрет, что результатом бездумного отношения человека к окружающей среде стали необратимые отношения экологической обстановки во всем мире. Катастрофическое исчезновение растений и животных, нарушение водного и воздушного баланса на планете - это результат не только роста объемов выбросов вредных производств, загрязнения поверхностных вод и т.д., но и полного отсутствия элементарных знаний природных процессов. Обретение экологического мировоззрения, воспитания не может происходить на абстрактном уровне и даётся человеку через личный опыт и практическую деятельность.

Экологическая ситуация в Янгелевском муниципальном образовании.
Янгелевское городское поселение расположено на берегу Усть- Илимского водохранилища, обладает хорошими рекреационными ресурсами. Влажный прибрежный воздух в сочетании с резко – континентальным климатом, а так же наличие на территории муниципального образования соснового бора, памятника природы (ландшафтный) местного значения, создает благоприятные предпосылки для развития оздоровительного туризма.
В целом экологическая ситуация в Янгелевском городском поселении благоприятна. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.
Основными источниками загрязнения окружающей среды в поселении являются автотранспорт, твёрдые коммунальные отходы (далее - ТКО).
Ежегодное увеличение количества автотранспорта неизбежно приводит к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
По-прежнему серьезную озабоченность вызывают состояние сбора, утилизации и захоронения бытовых и промышленных отходов. Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов местного самоуправления муниципального района с привлечением населения, предприятий и организаций, наличия финансирования с привлечением источников всех уровней.
Несмотря на предпринимаемые меры, растет количество несанкционированных свалок мусора и бытовых отходов, отдельные домовладения (коттеджи) не ухожены.
Для решения проблем по благоустройству поселения необходимо использовать программно-целевой метод. Комплексное решение проблемы окажет положительный эффект на санитарно-эпидемиологическую обстановку, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, будет способствовать повышению уровня их комфортного проживания.
Конкретная деятельность по выходу из сложившейся ситуации, связанная с планированием и организацией работ по вопросам улучшения благоустройства, санитарного состояния поселения, создания комфортных условий проживания населения, по мобилизации финансовых и организационных ресурсов, должна осуществляться в соответствии с Программой.
      Ежегодно администрация поселения  проводит:
- смотр-конкурс, пор благоустройству, озеленению и цветочному оформлению
  Территории Янгелевского городского поселения», номинации «Цветущий  двор», «Мой дом» с привлечением предприятий, организаций и учреждений;
- различные конкурсы, направленные на озеленение дворов, придомовых территорий.
Проведение данных конкурсов призвано повышать культуру поведения жителей, прививать бережное отношение к элементам благоустройства, привлекать жителей к участию в работах по благоустройству, санитарному и гигиеническому содержанию прилегающих территорий.
Граждане Янгелевского городского поселения, давайте защитим природу. Чтобы жить долго, чтобы быть сильными и здоровыми.
Любите животных, защищайте их,  посадите деревья и цветы, кормите птиц, не загрязняйте территорию!

Деятельность Янгелевского  муниципального образования по экологическому просвещению.
В условиях неблагоприятной экологической ситуации в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания. В своей работе Янгелевское муниципальное образование  старается привлечь внимание местного населения к экологическим проблемам, обеспечить доступность экологической информации для граждан поселения, принимает активное участие в формировании экологической культуры, проводятся месячники, субботники, акции по санитарной очистке территории, прибрежных зон, посадке деревьев и цветов.
На сайте администрации размещается информация о введения пожароопасных и ЧС положениях. Задействована система голосового оповещения, информирование с помощью газеты «Вести Янгелевского муниципального образования». Памятки и информационные материалы о пожарах в лесах, прибрежных полосах размещены в разделе ГО и ЧС.  Информация о проводимых мероприятиях размещается в разделе Новости.

Берегите природу и ее экологическое состояние!